Урал на рубеже XIX–XX веков становится открытым для поездок благодаря строительству железной дороги. В связи с этим популярными становятся издания справочной литературы — рекламные путеводители для путешественников заполняют магазины. Соответственно, на рубеже веков массовой по распространению становится и почтовая открытка — после 1895 года в России появляются открытки с отпечатками городских достопримечательностей. Фотографы также начинают предлагать подобную продукцию покупателям в ателье. В их числе и Вениамин Леонтьевич Метенков (1857–1933), прославившийся прежде всего своими видовыми сериями. Он использует снимки для печати открыток, которые насчитывают свыше 720 различных видов.
Строительство станции Златоуст (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
На горе Таганай (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
Вид с горы Вязовой на линию Уфа-Златоустовской железной дороги (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
Сколько на самом деле сделал таких фотографий Вениамин Метенков, никто не знает. Из известных альбомов, число которых равно 21 — «Виды Урала», «Виды города Екатеринбурга», «Виды Невьянского завода, снятые после пожара 23 мая 1890 года», «Северный Урал», «Южный Урал», «Река Чусовая», «Альбом музея УОЛЕ», «Железная дорога Екатеринбург–Тюмень», «Виды Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки». Фотограф-летописец Метенков начинает с видов Екатеринбурга, где живет с 1883 года. Подобно всемирно известному фотографу Надару, поднявшемуся для съемки Парижа в небо на воздушном шаре, он снимает панораму города в серии из 12 снимков с колокольни Екатерининского собора и с храма Большой Златоуст в 1895 году.
Березовские прииски. Золотопромывочная фабрика (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
Верхне-Салдинский завод (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
Выемка в горе Косотур близ станции Златоуст (Из собрания Государственного архива Свердловской области)
Будучи уроженцем Миасса, Вениамин Леонтьевич был большим любителем уральской земли и путешествий. Входя в Русское географическое общество, он мог свободно командироваться для съемок — ему выдавались «открытые маршрутные листы». В Невьянске, Верхотурье, Соликамске, Златоусте в его объектив наряду со строительством железной дороги попадают заводы, шахты и рудники, пасторальные пейзажи Таганая и Чусовой. Как основоположник жанровой и документальной фотографии в регионе, Метенков фиксировал производственные сцены — быт горщиков и старателей, работников мастерской, жизнь в деревнях.
Сад Первушина на реке Исеть в Екатеринбурге (стереофотография) Из собрания Государственного архива Свердловской области
Автомобильный пробег Париж—Пекин. Купец Агафуров с участниками итальянской команды (стереофотография) Из собрания Государственного архива Свердловской области
Старосты собирают подписи о межевании земли Из собрания Государственного архива Свердловской области
Группа сапожников за работой в мастерской Из собрания Государственного архива Свердловской области
Поначалу он оформлял уральские серии в рукодельные альбомы с тиснением «Виды Урала», затем вместе с «Видами Екатеринбурга» выпускал их в печатном виде. Позже фотографии в формате почтовой открытки будут среди ключевых позиций в прейскуранте магазина Метенкова. В прейскуранте № 14 от 1910 года перечислены: открытые письма с видами Урала, отпечатанные фототипным способом, черной краской, на матовом картоне; открытые письма отдельными сериями, в том числе серия № 2 «Виды Среднего Урала» из 74 писем, цена за которую составляла 1 рубль 40 копеек; также среди издательской продукции были представлены и сувенирные открытые письма с видами Екатеринбурга, содержащие пять видов, исполненных фототипией, — они были напечатаны на длинной картонной ленте, которая в сложенном виде представляла собой пакет, удобный для пересылки по почте.
Почтовая открытка Метенкова из серии “Виды Урала” (из собрания Музея истории Екатеринбурга)
Почтовая открытка Метенкова из серии “Виды Урала” (из собрания Музея истории Екатеринбурга)
Виды Метенкова более ста лет остаются обширным материалом из когда-либо выпущенного об Урале рубежа веков. Благодаря Вениамину Леонтьевичу слово «Урал» еще в 1889 году прозвучало за пределами Российской империи, на той самой Всемирной выставке в Париже, для которой инженер Эйфель спроектировал знаменитую башню из металлических конструкций.
Автор текста: Настя Елизарьева
В экспозиции представлены копии снимков Вениамина Метенкова из собрания Государственного архива Свердловской области.