Меню
Музей закрыт на ремонт внутренних помещений! Экспозиции начнут свою работу в конце апреля на первом этаже Дома Маклецкого (ул. Тургенева, 15).
Музей

Начало единственному на Урале фотографическому музею было положено в 1993 году, когда администрация города, прислушавшись к мнению краеведов и историков, отказалась от намерений снести старинный деревянный особняк на улице Карла Либкнехта, до революции принадлежавший фотографу Вениамину Леонтьевичу Метенкову.

10 августа 1998 года «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей. Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова. Уральский краевед и фотограф безвозмездно передал новому музею технику, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое. Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.

При этом «Дом Метенкова» — не мемориальный музей, хотя исследование жизни и творчества главной персоны дома — Вениамина Леонтьевича Метенкова — занимает в музейной стратегии одну из главных позиций. Команда музея старается приумножить память об этом человеке, который сделал себя сам, в музейных стенах в популярном формате.

Исторические экспозиции в «Доме Метенкова» сочетаются с проектами ныне работающих с фотографией и другими медиумами авторов. Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события.

На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.

С 2016 года при музее действует арт-резиденция «Новые истории Екатеринбурга», изменившая свою концепцию и название — «Новые практики Метенкова» — в 2022 году.
Команда музея
  • Заведующая музеем
    «Дом Метенкова»
    Анастасия Мартынова
  • Куратор выставочных проектов и экспозиционер
    Настя Елизарьева
  • Архивист
    и исследователь
    Елизавета Прокина
Сотрудничество


Команда «Дома Метенкова» открыта предложениям и новым проектам от художников, фотографов, исследователей и кураторов. С требованиями к оформлению заявок можно ознакомиться ниже.
1
Оформление предложения
Предложение выставки должно включать краткую творческую биографию автора/авторов и куратора (до 1500 знаков), ясное описание концепции проекта (до 2500 знаков), изображения или эскизы. Приветствуется указание базовых технических требований к экспонированию проекта (площадь, освещение, запрашиваемое оборудование и т.д.). Условия оформления портфолио аналогичные: биография, описания проекта(ов), изображения.
2
Требования к файлам
Предложения проектов и портфолио принимаются только в формате PDF (не более 15 страниц). Размер файла не должен превышать 20 Мб. Ссылки на страницы в соцсетях и облачные хранилища рассматриваться не будут.
3
Коммуникация
Предложения принимаются только (!) на электронную почту музея: metenkovshouse@yandex.ru. Команда музея оставляет за собой право не рецензировать присланные предложения.
Вениамин Метенков

Новатор и экспериментатор, ключевая фигура в фотографии на Урале рубежа XIX—XX веков, успешный владелец собственного фотоателье — неудивительно, что имя Вениамина Леонтьевича Метенкова (1857—1933) носит единственный в регионе фотографический музей, основанный в 1998 году в здании, где некогда жил и трудился известный фотолетописец.

Метенков, выступая в роли антрополога и популяризатора Урала, оставил после себя разнообразное наследие, широко показывающее картину уральской идентичности пореформенного времени еще царской России. Благодаря собственному упорству, трудолюбию, коммерческой смелости и тяге к новому Метенков сумел выбиться из скромного по размерам города Миасса в Челябинской области и заслужить репутацию лучшего фотографа Екатеринбурга, сочетая способности изобретателя, исследователя и предпринимателя.

Он многое пробовал, находясь в поисках оригинальных решений. Первым на Урале делал портреты с искусственным освещением. Первым создавал городские панорамы с верхней точки и работал со стереофотографией. С его опытов документальной съемки начинается история кино в Екатеринбурге. При этом Метенков был неутомимым путешественником, покадрово собиравшим визуальную картину региона.


История здания

Первые страницы истории дома датируются периодом между 1818 и 1825 годами, когда предположительно начала складываться территория усадьбы. Ее первый известный хозяин — священник Екатерининского собора Николай Милорадов, при котором здание представляло собой одноэтажный деревянный жилой дом с деревянными же службами, которые отделяли его от сада с цветниками и газонами.

В 1870-е новым владельцем усадьбы становится Николай Архипович Бархатов из Красноуфимска. Он увеличивает жилой дом за счет пристроя, к деревянным службам добавляет новые строения, в результате чего двор усадьбы приобретает замкнутый характер, сохраненный по сей день. По инициативе Николая Архиповича одноэтажное деревянное здание, построенное в первой половине XIX века, превращается в полукаменное. Предположительно, к 1888 году дом прирастает вторым этажом.

Самые активные модернизации усадьбы приходятся на то время, когда ею владели Метенковы. В 1895 году дом со службами и участком выкупает у Бархатова Евдокия Васильевна Метенкова, в девичестве Ожегова. Новоиспеченная супруга фотографа Вениамина Леонтьевича приобретает семейное жилье на деньги, с которыми ей помогают родственники. В феврале 1896-го на первом этаже дома открывается «Склад фотографических принадлежностей», который некоторое время носит имя жены Метенкова.

В июле 1898-го Евдокия Васильевна подает в городскую управу заявление о пристрое деревянного фотопавильона, чьи окна выходят на улицу Клубную. Павильон инновационный, фасад его — большой стеклянный витраж, чья наклоненность позволяет владельцу ателье добиваться совершенства и четкости изображения на снимках. Павильон будет разобран около 1916 года.
Вид на магазин и фотографический павильон В. Л. Метенкова,
начало ХХ века

Интерьер фотографического магазина В. Л. Метенкова,
конец ХIХ века — начало ХХ века
Контора фотографа В. Л. Метенкова,
конец ХIХ века — начало ХХ века
Вид на дом с перекрестка улиц Первомайская и Карла Либкнехта, 1980-е
К началу нового столетия дом представляет собой образчик архитектурной эклектики, что отражает историю его перестроек в разные эпохи. Элементы классицизма соседствуют здесь с чертами модерна.

После революции здание конфискуют. Сначала оно находится в ведении военкома 137-го Головного эвакуационного пункта (1919), затем служит пристанищем для Горкомхоза (1920), в 1920—1922 годах его занимает агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения Российского телеграфного агентства. 6 марта 1923 года в эклектичной судьбе дома начинается новый, на этот раз самый продолжительный период: в здании размещается 1-й показательный туберкулезный диспансер, позднее — терапевтический корпус тубинститута.

На исходе советской эпохи дом отписан управлению материально-технического снабжения. В 1991-м его официально берут под охрану государства как памятник истории, спасая от планов по сносу в пользу парковки. 1993-й — год возвращения дома его самому яркому владельцу, Вениамину Метенкову. В это время здание передают для организации фотографического музея.