Меню
«Режимы изображения. Современная швейцарская фотокнига»
17 декабря 2019 — 16 февраля 2020
Тенденции в современной фотографии через призму швейцарской фотокниги
«Дом Метенкова» представляет выставку «Режимы изображения» в сотрудничестве со Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция». Проект продолжает цикл событий в музее, посвященных формату фотокниги как одному из популярных инструментов для презентации фотографических работ. На протяжении года в «Доме Метенкова» ежемесячно проводились открытые показы тематических подборок изданий современных авторов. В летние же месяцы музей представил коллекцию литовских альбомов.

«Фотокнижный бум», «взлет независимого книгоиздания» — подобными определениями описывается за рубежом один из ключевых феноменов в фотографической среде последнего десятилетия. Книга сегодня входит в число передовых творческих инструментов для современных художников, работающих с изображением. Возрастающий интерес к формату отражается в количестве тематических выставок, фестивалей и конкурсов, в появлении исторических и теоретических публикаций, включая обстоятельные антологии с акцентом на национальный контекст.
Фото: Yann Gross, «The Jungle Book: Contemporary Stories of the Amazon and Its Fringe»
С 2013 года Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» дал старт программе поддержки фотокниг авторов из этой европейской страны. За время существования проекта благодаря участию институции были выпущены десятки работ в сотрудничестве с локальными и международными издательствами. Программой поддержаны наиболее яркие и самобытные фотокниги. На их страницах авторы демонстрируют множество возможностей повествования и экспериментируют с материалами и дизайном.

Для экспозиции «Режимы изображения» Анастасией Богомоловой, художницей и куратором книжных событий «Дома Метенкова», было отобрано 20 публикаций. Каждая из них со своего ракурса отражает динамику и разнообразие подходов к использованию фотографии швейцарскими художниками — не только как к документу, но как к исследовательскому инструменту, архиву, объекту, способу концептуализации. На примере этих изданий можно проследить за актуальными тенденциями в фотоиндустрии и увидеть, насколько значительные сдвиги произошли в работе с изображением и в его восприятии.
Фото: Maya Rochat, «A Rock is a River»
Одни швейцарские авторы исследуют феномен переизбытка изображений в современном мире — Курт Кавиезел делает это, создавая классификацию скриншотов с веб-камер в «The Encyclopedia of Kurt Caviezel» (2015). Другие художники, также обращаясь к обширному сетевому архиву, задаются вопросом о том, какие кадры из зон военных конфликтов оказываются за рамками массмедиа (Томас Галлер, «Palm Trees, Sunsets, Turmoil», 2017). Кристоф Нюсли и Кристоф Ошгер ставят фотографию в центр конфликта, где она выступает источником информационных манипуляций — их публикация основана одновременно на материалах политического активиста и полицейских документах, посвященных слежке за ним.

Филипп Франье в проекте «Snowpark» (2014) фиксирует сноупарки — сооружения для тренировок по лыжному фристайлу. Его почти абстрактные пейзажи раскрывают формальные качества этих спортивных конструкций и выявляют стирание различий между искусственной и естественной альпийской средой. Художница Майя Роша в работе «A Rock is a River» (2017) изучает другую пограничную область — между снимком, напечатанным изображением, живописью и цифровой манипуляцией. В книге «H+» (2018), посвященной идеям трансгуманизма, Маттье Гафсу показывает возможности фотографии уже как научного инструмента. Издания же Огюстена Ребете, Анне Голаз, Тифани Молл, Виржини Ребете и других демонстрируют различные подходы к сторителлингу.
СОБЫТИЯ
Открытие выставки
17 декабря | вторник | 19:00 | по билетам в музей и по пригласительным

Поддержка проекта

Московское представительство Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» поддерживает сотрудничество российских и швейцарских организаций, художников, артистов, кураторов и менеджеров, работающих в сфере современного искусства и культуры.

«Дом Метенкова» уже ранее сотрудничал с советом: в 2017 году при поддержке «Про Гельвеция» в музее состоялся мастер-класс швейцарского фотожурналиста Нильса Акермана. В 2018-м по приглашению совета заведующая «Домом Метенкова» Кристина Горланова стала гостем международного портфолио-ревю «Plat(t)form» в Винтертуре.