Меню
Варвара Кузьмина
время работы в арт-резиденции: июль-август 2017
Варвара Кузьмина — фотограф, художник из Владимира, член Союза фотохудожников России (2017). Выпускница нескольких образовательных программ «ФотоДепартамента» (Санкт-Петербург), она также училась в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. Варвара — участница выставок в Петербурге, Угличе, Владимире, Тюмени и Екатеринбурге. Ее работы также показывались в рамках специального проекта 4-й Уральской биеннале современного искусства. Кузьмина — лауреат «Молодых фотографов России» (2017), дважды призер конкурса «Точка на карте. Малые города» фестиваля «Фотопарад» (2016—2017). В 2015-м она была отмечена жюри конкурса репортажной фотографии памяти Александра Ефремова. Варвара — куратор направления «Фотография» фестиваля «Арт-субъект» во Владимире (2017).

Как художник она работает на стыке документальной и арт-фотографии, используя инсталляции, видео и перформативные практики. В своих проектах Варвара обращается к темам переплетения временных слоев и памяти, исследует пространство и мифологических персонажей, экспериментирует с методом ритуала.
«В последние годы я работала с родным для себя контекстом — центральной частью России и больше всего с Владимирской областью. В резиденции мне хотелось найти точки соприкосновения с новой территорией, войти в резонанс с ней. В общем-то так и получилось: у меня сложились свои отношения с пространством и культурным наследием, и это переплетение отразилось в резидентском проекте. Важно, что много всего я здесь делала впервые — как на уровне принятия решений, так и в плане практики. Например, провела первый artist talk, разработала зин по проекту, а резидентская выставка — первая персональная для меня. Итоговый проект стал точкой сборки потоков, с которыми я работала в последние годы. В резиденции я встретилась с собой, со слабыми и сильными сторонами, поняла, над чем в себе надо работать, что стоит принять, и немного больше узнала про то, как устроен мой внутренний мотор, который делает меня художником».

Варвара Кузьмина
итоговый проект
«Поэма о камне»
Урал прочно ассоциируется с камнем, который часто становится центром сакральных смыслов региона. Художник и фотограф Варвара Кузьмина к этой составляющей локальной идентичности обратилась, отталкиваясь в своем исследовании от кинематографа.

Проект пятой участницы арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга» отсылает к фильмам супругов Леонида Рымаренко и Веры Волянской — основоположников советской научной кинопублицистики, которые почти полвека проработали на Свердловской киностудии. Их документальные ленты нередко были посвящены камню в том или ином его виде. Этот интерес привел режиссеров к личности ученого-минералога Александра Ферсмана. Так возникла «ферсманиада» Рымаренко и Волянской — трилогия, в которую вошли «Рассказ о камне» (1957), удостоенный Ломоносовской премии и призов на фестивалях в Монтер-Карло и Монтевидео, а также «Воспоминание о камне» (1968) и «Будь полезен человечеству» (1983). О камне повествуют и другие фильмы кинопублицистов.

Варвара Кузьмина в своей работе актуализировала творческое наследие режиссеров, сегодня по большей части остающееся недоступным для просмотра. В фильмах Рымаренко и Волянской художницу вдохновили пристальное внимание к свету и цвету в каждом кадре, особая поэтичность и атмосфера картин. Отталкиваясь от описания утраченной ленты «Кладоискатели», Варвара тоже приходит к образу камня, но работает с городским ландшафтом Екатеринбурга. «Я обращаю внимание на каменные объекты в общественном пространстве, которые присутствуют на улицах и площадях, во дворах и парках, в основаниях домов, — комментирует художница. — Камень в каком-то смысле подчиняет себе ландшафт. Так уральская идентичность преломляется в повседневных маршрутах, а город будто бы укрепляется силой камня».
фотозин
Фотозин «Поэма о камне», выпущенный «Домом Метенкова» специально к одноименной выставке, включает в себя 17 изображений, в том числе те, которые не вошли в музейную экспозицию. Издание сопровождается текстами на английском и русском языках, а также индексом с координатами, указывающими на местоположение запечатленных художницей каменных объектов Екатеринбурга.
кинопоказы
«Поэзия камня»: Научно-популярные фильмы
Веры Волянской и Леонида Рымаренко
На выставке Варвары Кузьминой фильмы Волянской и Рымаренко присутствуют, однако представлены лишь фрагментами. Специальный показ в рамках экспозиции был призван актуализировать творческое наследие режиссеров, сегодня по большей части остающееся недоступным для просмотра.

8 сентября и 6 октября посетители «Дома Метенкова» смогли увидеть три научно-публицистические картины Веры Елисеевны и Леонида Ивановича — не просто познавательное кино, а талантливые произведения визуального искусства, пронизанные удивительной атмосферой и поэтичностью. В дополнение к этому в программу показа вошел еще один фильм производства Свердловской киностудии — «Валун» (1995) Александра Анчугова.

Мероприятие состоялось при поддержке Госфильмофонда и Свердловского отделения Союза кинематографистов России.
Коллаборация: перформанс
«Истории камня» Дарьи Байдиной,
Марии Мякишевой и Ксении Финик
Выставкой «Поэма о камне» Варвары Кузьминой вдохновлен перформанс Дарьи Байдиной, Марии Мякишевой и Ксении Финик (Дмитриевой). Накануне закрытия экспозиции пятой участницы «Новых историй Екатеринбурга» танцовщицы представили в пространстве музея свою работу «Истории камня».

«Различные впечатления, истории и воспоминания о камне, которые каждый из нас переживал, стали импульсом для начала исследования и создания этого перформанса. Камень как обыденность, камень как поэзия, камень как сакральная сила — вот основные идеи, которые двигали нас и которыми мы двигали в процессе, — говорят танцовщицы. — Итог работы — перформанс, где мы пытаемся соединить поэзию камня и поэзию движения в едином действии».
Медиа