Меню
Яна Романова
«(Вне) себя»
7 марта — 16 июня 2019
Выставка петербургской художницы, исследующей тему одержимости
Куратор: Анастасия Богомолова
Традиционно «Дом Метенкова» открывает весенний сезон большой персональной выставкой современного российского автора, знакомящей зрителей с актуальными фотографическими практиками. В 2019-м музей представит экспозицию «(Вне) себя» известной петербургской художницы Яны Романовой. Выставка объединяет четыре ее проекта, в которых фотограф обращается к собственному телу как материалу искусства и исследует тему одержимости, работая одновременно в ироническом и критическом поле.

Так, для открывающего экспозицию проекта «Теряя 31 августа» автор на протяжении года пыталась похудеть, изучая различные методики. В процессе художница фотографировала себя стоящей с набором обыденных предметов, чей вес составляет ровно столько, сколько граммов или килограммов ей удалось сбросить с момента начала работы над серией. Этим повторяющимся ритуалом фотограф демонстрирует, как в современном обществе, где каждая женщина испытывает страх полноты, погоня за правильным весом оборачивается неврозом и превращается в одержимое желание соответствовать стандартам (часто временным), чтобы понравиться.
В проекте «W» Яна Романова создает портреты, на которых она, запечатленная рядом с другими женщинами, копирует позы, выбранные ее моделями как самые эффектные, делающие их привлекательными на фотографиях. Этим актом имитации художница отмечает: источником поз, принимаемых моделями и начинающих повторяться из снимка в снимок, оказываются рекламная индустрия, модный глянец, социальные сети, выставляющие длинный перечень требований к женскому телу.

В «Инструкции для богини» Романова устраивает самой себе марафон курсов по «развитию женственности», а героинями ее съемки становятся ведуньи, колдуньи и ведущие тренингов, делившиеся с ней способами того, как собирать женскую энергию, «дышать» маткой и изменять реальность вокруг. Как и в других работах, ритуалы здесь в какой-то момент приводят к еще одной форме одержимости — жажде стать счастливым, но достичь этого принципиально магическим способом.

«Близкое отношение» — четвертый и самый свежий проект из показываемых в экспозиции. В новой серии автопортретов Яна Романова инсценирует парные сюжеты, героиней которых становится она сама. Художница предлагает исследовать идею невозможности идеальных отношений и постижения своего «я» до конца.
Над выставкой работали: Анастасия Богомолова, Кристина Горланова, Елизавета Колесникова, Петр Малков, Настя Мартынова, Саша Салтанова

События
Яна Романова
Родилась в 1984 году. Художница, фотограф из Санкт-Петербурга, которая работает с фотографией и видео, размышляя на тему коллективной идентичности на постсоветском пространстве. Часто используя методы партисипаторного искусства, она предлагает участникам своих проектов исследовать представления о семье, национальности, красоте и других сложных понятиях общего воображаемого поля, ставит эксперименты над собой, пытаясь стать частью различных сообществ, и изучает роль фотографии в современном мире.

Работы Романовой участвовали во многих международных выставках и фестивалях, таких как Format (Дерби, Великобритания), Chobi Mela (Дака, Бангладеш), Cortona on the Move (Кортона, Италия), Фотобиеннале-2016 в Москве, Riga Photography Biennale (Латвия), Encontros da Imagem (Брага, Португалия), Backlight Festival (Тампере, Финляндия), Encuentros Abietros Festival (Буэнос-Айрес, Аргентина) и т. д.

Проекты художницы получили ряд международных призов и грантов и были опубликованы во множестве изданий по всему миру. В 2014 году British Journal of Photography включил ее в список молодых авторов «Ones to Watch», а в 2016-м ее выбрали в качестве одного из 12 участников мастер-класса Joop Swart, ежегодно проводимого World Press Photo.
Фото: Яна Романова, из проекта «W»
Медиа

Поддержка проекта